SOULFLY

"МАКСимальное ускорение"

 

Действительно, Максу Кавалера и Sepultura делить уже нечего. Пути Кавалера-старшего и его бывших коллег разошлись основательно и навсегда, каждая из противоборствующих сторон пошла своей дорогой и одна из них отнюдь не является "конкурирующей фирмой" другой. Сегодня имя Макса Кавалеры уже практически не ассоциируется с названием его прежней группы Sepultura, равно как и вид и звук современной Sepultura не воскрешает в памяти образ и голос их бывшего идеолога и фронтмена. Однако хватит о Sepultura - речь сегодня не о ней, а именно о Максе Кавалере и его новой (относительно, конечно) группе. Тем более, что сам он сейчас больше всего желает, чтобы его имя ассоциировалось только с Soulfly, и ни с чем более, так как у Макса уже два с лишним года новая жизнь, новая группа и новый полет души.

Тем не менее, без краткого экскурса в историю никак не обойтись. Итак, группа Sepultura основана в 1984 году братьями Максом и Игорем Кавалера, увлекающихся в то время командами типа Slayer, Hellhammer, Venom, GBH и Discharge. Первый же альбом группы под названием 'Morbid Visions' (чуть раньше у Sepultura вышела сплит-пластинка 'Bestial Devastation') попал в Европу, где получил довольно неплохие оценки в металлической прессе. Вслед за альбомом последовал ряд концертов у себя на родине, где Sepultura разогревали заезжих знаменитостей типа Venom и Exciter. В 1986 году выходит второй альбом 'Schizophrenia', отмеченный уже в крупнейших европейских изданиях, типа британского "Kerrang!" и немецкого "Metal Hammer". Благодаря успеху этого блестящего трэш-альбома Sepultura удалось подписать контракт с американской компанией "Roadracer", под маркой которой был выпущен третий альбом группы 'Beneath The Remains' (1987), до сих пор считающийся одной из лучших трэш-работ вообще. Альбом пользовался бешенной популярностью и в США, и в Европе (стоит ли говорить о бывшем СССР?!), следствием чего стало продолжительное мировое турне Sepultura.

Далее последовал еще более зрелый и мощный альбом 'Arise' и еще более успешное турне, в ходе которого группа посетила Россию. В мае 1992 года Sepultura провела в нашей стране целый тур "По руинам империи зла" вместе с нашим "Черным Обелиском", "Э.С.Т.", "Шахом" и "Мастером".

Как и следовало ожидать, следующий альбом группы 'Chaos A.D.' побил все прежние рекорды, а сами "сепультурщики" превзошли самих себя. Стоит лишь отметить и выступления на самых престижных металических фестивалях мира типа "Rock In Rio" и даже "Monsters Of Rock"!

Апогеем же истории Sepultura явился их последний альбом с Максом Кавалера 'Roots', вышедший в 1996 году, который был признан одним из самых лучших тяжелых альбомов года. Начав эксперименты по скрещиванию традиционного дэт-металла с национальным бразильским фольклором еще на предыдущем альбоме, на 'Roots' Sepultura довершили свои давнишние замыслы, что с бурным восторгом было принято и фэнами, и музыкальными критиками.

Но именно в этой кульминационной точке карьеры Sepultura и произошел раскол между бесспорным лидером группы и ее остальными участниками.

Все началось с того, что Игорь Кавалера, Эндреас Кисер и Пауло во всеуслышание заявили, что впредь отказываются работать с менеджером группы Глорией Кавалера, женой Макса. По мнению "пострадавшей", причиной такого заявления было недоброжелательное отношение Игоря, Эндреаса и Пауло к Максу, якобы за его алчность и пренебрежение к коллегам по группе.

Окончательный разговор между обеими сторонами состоялся в начале зимы, 16 декабря 1996 года, после последнего концерта английского 'Roots Tour' Sepultura в лондонской 'Brixton Academy', который оказался последним вообще в истории этой довольно влиятельной и весомой группы.

"Это было не так-то легко - заявить о своем уходе из группы, - говорит Макс, - но у меня не было выбора. Глория подошла ко мне после концерта со слезами на глазах и сказала, что больше не работает с группой, показав письмо, которое в раздевалке ей вручили Игорь, Эндреас и Пауло. После семи лет такого плодотворного сотрудничества они выкинули ее без всяких причин и объяснений! Они даже не сказали ни слова! У меня не было никакой гарантии, что следующим не буду я, но все же я еще долго не верил, что тот концерт в Лондоне действительно станет нашим последним; по-крайней мере в мой адресс не было сказано ни слова. Я взял небольшой отпуск, надеясь, что все еще образуется. Если это на самом деле конец Sepultura, то это самый глупейший конец группы, который только может быть! Группа распадается, находясь в самой низшей точке своей карьеры, но никак не в ее апогее! И думаю, что я без лишней скромности могу сказать, что Sepultura - великая группа и не достойна такого финала.

Поначалу я даже думал вообще завязать с музыкой и уехать куда-нибудь, однако очень скоро понял, что в таком случае мне будет в десять раз хуже. Я должен был продолжать. Возможно, что я даже не знал, что мне делать дальше, но я очень быстро усвоил главное: я не могу порвать с музыкой и уйти со сцены. Музыка - это вся моя сущность, моя жизнь, моя вера, моя религия. И Soulfly я создал не потому, что хотел что-то доказать людям или даже самому себе, а потому, что просто хотел играть музыку".

После всего произошедшего, Оззи Осборн назвал Кавалеру "Осборном наших дней", проведя параллели между расколом Sepultura и событиями почти двадцатилетней давности, произошедшими в лагере группы Black Sabbath. Подобно молодому Оззику, Макс Кавалера покинул популярнейшую группу, находящуюся на самом пике ее славы, и стиснув зубы от досады и обиды продолжил свою карьеру музыканта. И, кстати, первым подал признаки своей музыкальной жизни, успев не только набрать новый состав, но и выпустить альбом, тогда как Sepultura все еще не могли залатать брешь в своем судне. Хотя и Кавалера довольно долго выбирал музыкантов для новой группы из почти трех сотен кандидатов. "Я был очень осторожен в этом вопросе, - объясняет Макс. - Вообще было тяжело вновь верить людям после того, что случилось у меня с Игорем, Эндреасом и Пауло. Поэтому я не старался торопить события и предпочел действовать медленно и придирчиво, но чтобы уж точно наверняка".

Новыми единомышленниками Макса стали барабанщик Рой Мэйорга (экс-Shelter, Thorn и Nausea), гитарист Лючио "Джексон" Бандиера (экс-Chico Science) и басист Марчело "Papadura" Диас (бывший светотехник Sepultura, а также коллега "сепультурщика" Эндреаса Кисера по группе The Mist).

Первое выступление тогда еще безымянной группы состоялось 16 августа 1997 года в Фениксе. Это был концерт памяти погибшего в автокатастрофе сына Глории и большого друга Макса Дана Вилса. Бандиера еще не был участником группы, и на этом концерте роль второго гитариста исполнял Дино Казарес из Fear Factory.

"Дино тоже хорошо знал Дана и без разговоров согласился поучаствовать в этом шоу, - говорит Макс. - В тот вечер мы играли все любимые песни Дана: "Attitude" Sepultura, "Wasting Away" Nailbomb, "Big God" Fear Factory, а также несколько моих новых вещей, таких как "Eye For An Eye", "No Hope No Fear" и "Bleed". Это был чумовой сейшн, который только добавил нам веры в себя и в то, что мы делаем".

Запись дебютного альбома Soulfly началась 1 октября 1997 года и продолжалась ровно месяц (не считая микширования и мастеринга)! Работа шла в студии "Indigo Ranch" в Малибу, Калифорния, под руководством продюсера Росса Робинсона, известного по работе с Korn, Limp Bizkit, Tura Satana и той же Sepultura. "С Россом мы записывали 'Roots', и еще тогда я пообещал ему, что на этом наше сотрудничество не закончится. Я вообще привлек для записи своего альбома только тех, для кого музыка - это оружие, отношение к окружающему миру, стиль жизни, наконец. Мне было очень легко работать и с Россом, и с остальными парнями, потому что у нас одинаковое отношение к музыке, одинаковые точки зрения на вещи. Не хочу назвать Игоря, Эндреаса и Пауло нечестными в своем творчестве, но они были очень тяжелы на подъем в плане всего нового и оригинального. Порой я даже удивляюсь, как нам удалось записать 'Roots' - настолько трудно их было завести какой-нибудь новой идеей. С этими же людьми все наоборот, они на лету схватывают любую идею и начинают доводить ее до совершенства".

Итак, что же преподнес нам Макс Кавалера под видом своего нового альбома? Сам маэстро до сих пор не берется описывать свой новый материал, ограничиваясь следущей характеристикой: "тяжелее чем Sepultura, но не похоже ни на один ее альбом", добавляя, что 'Soulfly', "пожалуй, можно назвать смесью 'Beneath The Remains' и Discharge". Да, действительно что-то есть. Но гораздо больше это похоже на смесь 'Roots' с Nailbomb, и не разругайся Макс со своими друзьями-одногруппниками, следующий альбом Sepultura вполне мог бы стать именно таким. Альбом может напоминать Sepultur-у только потому, что здесь есть мой типичный голос, мои типичные звериные риффы, - то есть все, что отличало эту группу от десятков других команд. В остальном же 'Soulfly' довольно далек от того, что я делал с Sepultura. Возможно, какие-то фрагменты могли бы быть сделаны Sepultur-ой, но в целом это совершенно другая музыка, с более мрачным звуком и мрачными текстами. Я перешел на новый уровень, а то, что я продолжаю внедрять в свою музыку какие-то этнические элементы, ровным счетом ничего не значит".

А новым уровнем Макс Кавалера считает смешение чистой металлической музыки с уже упомянутыми элементами бразильского фольклора и такими модными сегодня течениями, как индастриал и даже техно. Хотя новым это назвать никак нельзя, ибо подобные эксперименты уже имели место на альбоме проекта Nailbomb. Кстати, один из участников этого проекта, гитарист Fear Factory, принимал участие и в записи дебюта Soulfly. И не он один! Список приглашенных музыкантов довольно внушителен: коллеги Казареса по Fear Factory Бертон Си Белл и Кристиан Оулд Уолберс, музыканты Limp Bizkit Фред Дарст и Ди Джей Летал, вокалист Deftones Чино Морено, старый приятель Макса Бенджи из группы Dub War, Эрик Бобо из Cypress Hill, бывшие музыканты Chico Science Йорге Ду Пиксе и Гилмэр Болла, и, наконец, Марио С., известный по своей работе с Beastie Boys!"

Что же касается гостей Кавалеры, то несмотря на его увлечение такими группами, как Fear Factory, Will Haven или Hatebreed, он не перебарщивает с современными веяниями, что, несомненно, радует. "Я по-прежнему играю металлическую музыку, - говорит Макс, - и являюсь одним из немногих, кто сегодня любит эту музыку и хочет ее играть. Я придумываю классические хэви-металл-риффы, которые играются на одной струне одним пальцем. Я ненавижу всех этих гитаристов-виртуозов, потому что в их музыке нет чувств. Посмотрите, все классические песни построены на одном единственном риффе! Что же касается упомянутого современного звучания, то это всего лишь одна из составных частей моей музыки, которая, конечно, не является доминирующей. Просто я всегда открыт для всего нового и оригинального и всегда с радостью берусь за эксперименты. Именно поэтому на 'Soulfly' столько приглашенных музыкантов. Кроме того, я считаю, что будущее за такими группами, как Fear Factory. Сегодня такие группы более интересны, чем команды, играющие рок, типа Metallica. Я очень большой поклонник этой группы, и у меня дома есть все их ранние пластинки, которые я покупал еще в 80-х, а 'Ride The Lightning' я до сих пор считаю классикой жанра! Но сегодня Metallica делают совершенно другую музыку. Согласен, их последние альбомы неплохо продаются, но интересна ли такая музыка сейчас, в конце 90-х? Поэтому я уверен, что будущее хэви-металла - в смешении разных стилей. Но, повторюсь, я не собираюсь отрываться от своих корней. Мои песни по-прежнему тяжелы и агрессивны".

Да, этого у дона Кавалера действительно не отнять. Но и "корней" в новых песнях тоже хватает. Макс продолжает использовать в своей музыке различные экзотические инструменты, главным образом ударные. Нельзя не отметить и тот факт, что Макс Кавалера не ограничивается бразильской культурой, а старается внедрять в свои песни элементы фольклора других народов, чему способствуют его бесконечные путешествия по миру. Несмотря на то, что семья Кавалера имеет собственный дом в Фениксе, штат Аризона, куда они переехали после смерти приемного сына Макса осенью 1996 года, хозяину дома никогда не сидится на месте:

"Я очень люблю путешествовать, что мне и моим детям просто необходимо. Я люблю Европу, люблю наслаждаться какой-то иной культурой. Дело в том, что в Америке люди очень мало знают об истории своей страны и о ее культуре. Они живут и даже не задумываются об этом, им просто не нужно это. Я считаю это неправильным и поэтому много езжу по Европе, учу своих детей и учусь сам. Когда я здесь, у меня сразу появляется куча разных музыкальных идей, какие-то тексты. На самом деле, отражения европейской культуры в моих песнях сейчас намного больше, чем бразильской. О'кей, я люблю свою родину, но насовсем я туда никогда не вернусь. Жить в Бразилии очень проблематично, как и в любой другой стране "Третьего мира". Здесь есть хорошие люди, но плохих гораздо больше, и с этим можно только смириться".

Тема хорошего и плохого в творчестве Кавалеры вообще стала доминирующей. И если музыка Макса и так всегда была достаточно мрачна и агрессивна, то тексты его нового альбома представляют собой желчный от досады и яростный от бессилья комок, летящий прямиком в сторону его бывших соплеменников - Эндреаса, Пауло и младшего братца Игоря. Не случайно первый вариант названия дебюта Soulfly был "Eye For An Eye" - "Глаз за глаз". Но альбом был назван именем группы, которое, кстати, было придумано Кавалерой уже после завершения работы над диском.

"До этого момента мы перебрали, наверное, тысячу названий, но ни одно из них не подходило, - рассказывает он. - В Париж я прилетел, чтобы сыграть вместе с моими друзьями Deftones. Мы играли песню "Head Up", которую вместе написали и посвятили памяти Дана (Уилсу). В этой вещи и было это самое выражение - "полет души". Меня тут же осенило, это было подобно удару молнии: вот оно, название для группы! "Полет души" - только это словосочетание может предельно точно определить все наше творчество, всю концепцию группы. В своей музыке мы действительно очень открыты, и она идет от сердца, от души. Я вообще считаю, что название группы должно отражать не ее музыкальный стиль, а общее настроение, смысл существования группы вообще. А название было нужно обязательно, поскольку я не считаю Soulfly своим сольным проектом. Правда, практически весь материал на этом альбоме принадлежит мне, потому что мне очень нужно было написать эти песни, но в будущем, я надеюсь, Soulfly будет более демократической группой, тем более что эти ребята - очень талантливые музыканты, и им действительно есть что сказать".

Однако вскоре после завершения работы над альбомом, Soulfly покинул гитарист Лючио Бандиера, который вернулся к своим друзьям детства, бразильской команде Chico Science.

"Это была очень деликатная ситуация, - комментирует Кавалера. - Дело в том, что они вместе чуть ли не с пеленок, он вместе росли, они практически братья! Конечно, Soulfly для паренька из Бразилии - настоящее золотое дно, но Лючио вернулся к своим друзьям. Он классный парень и очень хороший гитарист, я люблю его! Но, тем не менее, я всегда чувствовал, что он не сможет оставаться с нами слишком долго, потому что я очень хорошо знаю и понимаю, что такое семья и узы".

А буквально на следующий день после ухода Бандиера стало известно, что группу Machine Head покинул Логан Мейдер. Глория Кавалера немедленно связалась с опальным гитаристом и еще через день в музыкальной прессе и в сети Интернет появилось сообщение о том, что Логан Мейдер поедет в турне с Soulfly как сессионный музыкант. "Наши взгляды на жизнь и творчество, музыкальные пристрастия, стиль исполнения - все это очень схоже, - объясняет Макс столь скоростное решение о смене гитариста. - Но самым главным в этом было то, что Логан был другом Дана (Уилса), что для меня крайне важно. Мы сразу же ощутили между собой некую духовную связь. История его разлада с Machine Head чем-то похожа на мою историю с Sepultura, и может быть еще поэтому Логан так быстро влился в коллектив и стал частью нашего племени".

Первое турне Soulfly стартовало 23 апреля в американском городе Хьюстон.

"Я жутко волновался перед началом этой поездки, - вспоминает Макс. - В принципе, наш альбом был принят довольно неплохо - 80 место в США и 17-е в Британии, но все равно я очень нервничал. Что скажет народ по поводу Soulfly? Не отдадут ли они предпочтение все же Sepultur'e? В общем, все в таком духе, ведь начинать приходилось фактически с нуля! Но в целом я чувствовал себя довольно бодро, я понимал, что мы начинаем строить что-то действительно великое и значимое. А это только придавало всем нам сил".

Действительно, волнения Макса оказались напрасными: и альбом и концерты Soulfly были приняты, что называется, на ура. "Тур был, правда, ужасен, - смеется он. - Никаких гостиниц, чисто автобусная жизнь, гирлянды грязных носков над головой, крайне ограниченный бюджет... Но мы чувствовали себя великолепно!"

Да, возврат к своим корням (даже в бытовом отношении) еще никогда никому не вредил. Правда в данном случае это было просто неизбежно. В истории рок-музыки не так уж и много случаев безупречной дальнейшей карьеры музыкантов, покинувших свои коллективы в самом зените их славы. Более того, пример, скажем, Оззи Осборна (о чем уже говорилось выше) является скорее исключением, нежели правилом, да и у него не все сразу сложилось после расставания с Black Sabbath. Так что у Макса Кавалеры еще все впереди! Впрочем, он и сам это прекрасно осознает и даже умудряется извлекать из своей сегодняшней ситуации максимальную пользу. "Это на самом деле клево вернуться в свое, пусть не такое уж и далекое, но прошлое, - объясняет он. - Последние несколько лет Sepultura стала такой великой группой, что мы уже забыли, как начиналась наша карьера - концерты в маленьких клубах, битком набитый музыкантами, дорожниками и аппаратурой единственный гастрольный автобус... Мне очень приятно снова окунуться в эту атмосферу. По крайней мере, сейчас я чувствую себя абсолютно свободным! Чего в Sepultura в последние годы мне очень недоставало. Я был очень наивен и невиннен в отношении очень многих людей, с которыми приходилось работать. И некоторые не упустили возможности воспользоваться этим. Так, в то время когда я думал о следующем альбоме Sepultura, все остальные обдумывали план как от меня избавиться. Когда меня спрашивают, какое основное различие между моей группой и Sepultura, я всегда отвечаю: "Вза-и-мо-от-но-ше-ния." Это очень важная штука! С парнями из Soulfly я чувствую себя спокойно и уютно и на сцене, и вне ее, а в Sepulture этого просто не было. Согласен, мы никогда не теряли магии на сцене, но до и после концертов... В этой группе не было элементарного уважения друг к другу, а этот аспект является, пожалуй, доминирующим в жизни любой команды. И сейчас я доволен абсолютно всем: своей группой, своей музыкой, своей жизнью!"

Как уже говорилось выше, гитарист Логан Мейдер был объявлен сессионным музыкантом Soulfly, и несмотря на то, что он великолепно вписался в состав группы, в январе 1999 года Мейдер расстался с Кавалера & Co. по причине желания заняться сольной карьерой. Зная, что рано или поздно это произойдет, музыканты заранее подготовились к перемене состава, и уход Логана Мейдера практически не отразился на гастрольной деятельности Soulfly. График турне по Австралии, Новой Зеландии и Японии не был нарушен - туда группа отправилась со своим новым гитаристом Мики Доулингом, бывшим участником группы Snot.

Именно в таком составе Soulfly приедут в Россию и дадут два концерта в Москве и Санкт-Петербурге, где исполнят не только материал со своего дебютного альбома, но и классику Sepultura, как "Beneath The Remains", "Refuse/Resist", "Dead Embryonic Cells", "Inner Self", "Roots Bloody Roots" и "Attitude". Так что даже те, кто не очень доволен сегодняшним творчеством Макса Кавалеры, не уйдут после этих концертов разочарованными.

В следующем номере мы во всех подробностях расскажем вам о пребывании Soulfly в Россию (а для Макса Кавалера это будет уже второй визит в нашу страну - будет с чем сравнивать и нам, и ему самому!). А после окончания европейских гастролей, группа приступит к написанию материала для своего второго альбома. "Пока трудно сказать, по какому пути будет развиваться Soulfly дальше, - говорит Макс, - но, в любом случае, я не собираюсь останавливаться. Сейчас я действительно чувствую себя свободно (хотя, будучи участником Sepultura, я не ощущал в этом недостатка, скорее было просто непонимание со стороны остальных), и глупо было бы останавливаться. Я все тот же Макс Кавалера, который по-прежнему пишет тяжелые песни и открыт для любых музыкальных экспериментов. И, самое главное, сейчас меня окружают классные люди, с которыми мне очень легко и чрезвычайно приятно работать. Можно сказать, что я шел к этому всю свою жизнь. По крайней мере, я доволен, что записал этот альбом. И если мне завтра придется умереть, я умру со спокойной совестью, теперь мне не о чем жалеть".

Хостинг от uCoz