Сегодняшний стиль упомянутых во вступлении групп вряд ли можно назвать похожим друг на друга, однако само развитие этих музыкантов легко поддается определению, так как именно это понятие в свое время стало названием одного из этих коллективов. Речь, конечно же, идет об Amorphis, что в переводе на великий и могучий русский означает нечто аморфное, то есть не имеющее никакой постоянной формы. Но не в том смысле, что этих финских ребят можно обвинить в отсутствии цели и идеалов или слепому и тупому следовании какой-то моде. Просто Amorphis никогда не хотели стоять на месте, чему доказательство - каждая из их пластинок, включая новинку - 'Tuonela', альбом, несомненно ставший еще одним краеугольным камнем в истории группы.
"На самом деле, это просто совпадение, - отвечает один из гитаристов Amorphis Эзa Холопайнен на вопрос, догадывались ли они в самом начале 90-х, когда создавали группу, что развитие их музыки будет таким контрастным. - Хотя все эти годы название действительно предельно точно отражало то, что происходит с группой. Мы на самом деле постоянно менялись, и меняемся сейчас. Более того, я уверен, что этот процесс будет происходить и дальше! Мы не знаем, что будет представлять из себя Amorphis через год-другой, но то, что наш следующий альбом снова будет сильно отличаться от всего того, что уже нами сделано - факт!"
Но несмотря на то, что большинство поклонников Amorphis растут и развиваются вместе с любимой группой, музыканты, тем не менее, всегда опасаются за конечный результат того или иного своего творения, памятуя об ошибках своих коллег.
"Взять хотябы тот же Tiamat, - объясняет Холопайнен. - Замечательная группа, мне очень нравится! Но со своим последним альбомом они явно сели меж двух стульев. Мне трудно объяснить, почему я так считаю, мне кажется они зашли слишком далеко со своими экспериментами. Но все равно, я очень уважаю эту группу, потому что они очень смелы и делают именно то, что хотят сами. То же самое можно сказать и о The Gathering, которые кардинально сменили свой стиль на последнем альбоме. Все это говорит о том, что люди просто наслаждаются своей музыкой, своей игрой. Но, еще раз повторюсь, это
достаточно большой риск".Судя по всему, своим новым альбомом Amorphis вполне довольны, так же, впрочем, как и их фэны. Правда Эза не уверен, что ему понравилась бы 'Tuonela', выпусти такой альбом какая-нибудь другая группа. "Никогда нельзя объективно судить о своей работе, - смеется он. - Знаете сколько раз мы играли, а потом слушали эти песни прежде чем вышел альбом?! Именно поэтому мне очень трудно говорить о его достоинствах и недостатках".
Зато Эза без всяких проблем может рассказать о концепции нового альбома своей группы, которая заложена уже в его названии:
""Tuonela" - это что-то вроде параллельного мира. Это место откуда тысячи лет назад появились люди в Финляндии, и куда они отправляются после своей смерти. Но это понятие не синоним ада или рая, или еще чего-нибудь в этом роде".
Одним словом, Amorphis снова погрузились в легенды и мифы своей родины. Да, нам этого не понять. Хотя в это определение герои этого материала вкладывают и другой смысл, считая свою команду частью металлического параллельного мира. "Да, думаю, что Amorphis вполне можно назвать такой группой, - говорит Холопайнен. - Однако мы надеемся на понимание людей и, думаю, что с этим альбомом мы обретем еще больше фэнов, новых фэнов! Во всяком случае, дэт-металлической группой мы уже точно не являемся. Хотя мы и не отрекаемся от своего прошлого, потому что без этого не было бы сегодняшнего Amorphis'a! 'The Karelian Isthmus' или 'Tales From The Thousand Lakes' - отличные альбомы, вполне актуальная музыка и для того времени вообще, и для молодой группы в частности. Вообще, я считаю, что вся музыка делится только на две категории: хорошая и плохая. Поэтому мы ничуть не стыдимся своей истории, это было бы просто глупо".
Но любовь к экстремальным вещам у этой команды все же осталось. По крайней мере, среди фаворитов последних лет Эза Холопайнена есть такие группы, как Hyprocrisy или даже Dimmu Borgir.
Но не только! "Наряду с тяжелыми вещами я слушаю много восточной музыки, - говорит он, - например, Рави Шанкара и других музыкантов, играющих на ситаре. Кстати, в песне "Greed" c нашего нового альбома Томи (Koивусаари - вокалист и ритм-гитарист Amorphis - прим. автора) сыграл партию на ситаре. Но, главным образом мы все слушаем рок-музыку, преимущественно старую".
Как, например, альбомы Эйджа или Дэвида Гилмора, чье влияние явно чувствуется на новом 'Tuonela'...
"Да, я люблю их обоих, потому что в их музыке качество всегда стоит выше колличества. Послушайте Pink Floyd: гитары Гилмор там не так уж много, но каждая его нота просто переполнена чувствами, потому что идет прямо из глубины души! Вот, что я ценю больше всего".
А откуда идет классический дэт-металлический рэк Томи в середине уже упомянутой "Greed"?
"Мы решили, что в этом месте не хватает агрессивного вокала и мы сделали это. Вот и все. Мы не собирались достигать какого-то баланса между своим старым стилем и тем, что мы делаем сейчас. Просто в данном случае бы нужен именно такой рык. В той же песне, как я уже говорил, слышен ситар - это тоже было нужно именно здесь. А если мы чувствуем, что для лучшего результата нам чего-то нехватает, мы обязательно восполним этот пробел!"
Вот вам, товарищи, и рецепт успеха. Остается добавить сюда только время, которое расставляет все по своим местам, и мы поймем, насколько логично развитие такой группы. Даже если она называется бесформенной.