Mystic Circle - 2001
"The Great Beast" (Massacre Records / Art Music Group)
Практически все отзывы, посвященные этому альбому, поразительно единообразно (что меня поначалу несколько насторожило) трактовали стилистику релиза "The Great Beast". Но едва попав на сайт самой группы (www.mystic-circle.de), я сразу понял, "где же порылась собака". Пожалуй, это самое большое из виденных мною лого с определением стиля, которое всем популярно объясняет, что же именно играют немецкие богохульники. А играют они dark satanic metal. Ну, пусть так, потому что, и в самом деле, трудно однозначно приписать немцев к какому-либо направлению (в отличие от самых первых альбомов, на которых команда просто и незатейливо исполняла классический симфо-блэк в духе Dimmu Borgir). От симфо-блэкового прошлого группы остался, похоже, только имидж: на фотографиях во вкладыше к альбому музыканты напрочь закованы в металл и напульсники и всем своим видом стараются изображать злость и темноту помыслов, видимо... Но оставим имидж и поговорим о музыке на альбоме "The Great Beast". Зачастую это мощный и чувственный death-doom, от которого, кстати, и взят сочнейший гроулинг в стиле Sorg и Trail Of Tears, иногда и мрачный black с классическими гитарными вставками в духе Covenant "Nexus Polaris". Действительно, лучше всего назвать это "темным металлом", а поскольку тексты отличаются редким богоненавистничеством, то и приставка "сатанинский" тоже будет кстати. Еще подумалось, что сыграй Mystic Circle эти партии не на аккордах, а с использованием классического приема блэк-метала - тремоло, то получился бы некислый true-black, ибо в мелодиях ощущается настоящая злость и сила. Но немцы решили пойти своим путем и выделили место и под красивые ритмические партии, причем с весьма частыми сменами темпа и запоминающимися гармониями, и под лидерство и периодические самостоятельные пассажи соло-секции. И вот заканчивается девятый трэк альбома, и вдруг из динамиков раздаются... знакомые звуки классической композиции великой группы Bathory "One Rode To Asa Bay", кавер на которую дописан в качестве бонус-трэка к альбому. Что ж, действительно, удивлять так удивлять! Кавер исполнен блестяще. Совершенно непохожее на остальные песни звучание и исполнение - среднетемповый клавишно-ориентированный симфо-блэк-метал со скримингом - может только порадовать любителей разнообразия. Эта песня усиливает и без того крайне положительные впечатления от "Великого зверя"... Мрачно и величественно, а где-то даже и эпически, по-настоящему зло и мелодично, а в целом - достаточно оригинально звучит альбом "The Great Beast" от Mystic Circle.
Kamelot - 2001
"Karma" (Noise Records / Sanctuary Records Group)
Не могу похвастаться, что хорошо знаком с творчеством Kamelot, также, как не могу сказать, что являюсь их фанатом. До последнего времени слышал только два первых релиза американцев и не скажу, что пришел в восторг... И вот, волею случая, мне в руки попал последний диск группы "Karma". После прослушивания этого кругляша моё мнение о группы изменилось в самую лучшую сторону. Ибо представленный на альбоме материал сочетает в себе навороченность прогрессива, энергетику пауэра like
Hammerfall и Rhapsody, великолепный вокал Роя Хана, симпатичные оркестровые вставки, умиротворяющую мелодичность и романтизм, все инструменты находятся на своих местах, партии сыграны идеально. Запись релиза проходила в Gate Studio под руководством вездесущего Саши Паета (который ещё и на гитаре подыграл) и в работе также приняли участие не менее вездесущий Миро (клавиши и оркестровые аранжировки), струнный квартет и Rodenberg Symphony Orchestra, создавший непередаваемую атмосферу величественной средневековости. И если первые два диска американцев я бы охарактеризовал, как нудная скукота, то "Karma" можно причислить к лучшим прогрессив-пауэр-релизам 2001-го года. И, напоследок, мои фавориты релиза - открывающая альбом инструменталка "Regalis Apertura", задающая настрой на весь диск, энергичный пауэр-эпик "Forever", размеренно шагающий номер "The Spell" (не буду никак характеризовать, ибо ЭТО надо слушать) и завершающая трилогия "Elizabeth", начинающаяся с немного нудноватой баллады ("Mirror Mirror") и разгоняющаяся до, практически, спидовой "Fall From Grace". Категорически рекомендую!Disbelief - 2001
"Worst Enemy" (Massacre Records / Art Music Group)
... "Эй, Земля! Позволь, я объясню тебе, кто я есть. Я - твой самый худший кошмар. У меня нет сострадания - И мне надо идти. Идти, чтобы продолжить свои страшные дела. Я не владею жизнью, у меня только одна цель. Отчаяние - кричи, кровоточи, взывай ко мне. Отчаяние - боль, что ты чувствуешь. Боль - твоя реальность."... "Крик - путь к излечению. Полет - способ убежать. Гордость и самоуважение - то, что мне не суждено более вдыхать. Боль - вот что я чувствую. Помощь - вот что мне нужно. Умоляю, останься со мной. Мне нужна твоя рука для
поддержки. Как я мог верить? Жизнь - только для меня. Теперь я один Возле дороги, заканчивающейся тупиком. Вглядываясь пустыми глазами. Вдыхая бездыханность. Почему я настолько слаб? Пусть все идет так, как есть. Отречение - худший враг."... "Накорми свою слабость, Осознай, как и я, Что я сделал это. Я понял, Как нужно действовать, Чтобы убивать ради освобождения. Убивать ради освобождения..."... Я ПРОСТО НЕ НАШЕЛ другого способа, чтобы передать словами музыку Disbelief, кроме как перевести выдержки из некоторых их композиций. Потому что это как раз тот случай, когда тексты полностью отражают музыкальную концепцию альбома. Прочтите эти отрывки внимательно, если хотите узнать, что такое "Худший враг" от "Неверия". По ним ведь можно судить о лейтмотиве музыки Disbelief, не так ли? Это музыка настроения, гимн боли и отчаяния длиной в 40 с небольшим минут. Больной вокал, рассказывающий о самых разных формах мизантропического мировосприятия, вокал, от которого самому хочется кричать АДСКИ громко, вокал, заставляющий ненавидеть и надеяться, страдать и мечтать об освобождении от страданий, и уже не важно, каким способом... Больные гитары и ритм-секция, работающие в одном - среднем - темпе, погружающие в атмосферу депрессии и безумства, звучащие так, словно сами они кричат от того отчаяния, какое создают... Вы хотите богатых аранжировок, соло- и клавишных представлений? Нет, вы не услышите их на этом альбоме, потому что не в аранжировках смысл музыки Disbelief. Аккорд Боли - вот что такое музыка Disbelief... Вы хотите больше узнать о самой группе? Милости просим www.disbelief.de, если, конечно, вы хорошо знаете немецкий.Susperia - 2001
"Predominance" (Nuclear Blast Records / Irond Records)
Этот состав был образован из музыкантов, уже успевших себя зарекомендовать на норвежской блэк-металлической сцене. Наиболее знаменитый среди них - фронтмен и идеолог Susperia Тьодалв, который успел "настучать" себе имя в легендарной группе Dimmu Borgir. Остальные участники не столь известны, но бывали "в переделках", принимая участие в качестве сессионных музыкантов в выступлениях, в частности, команд Borknagar и Satyricon. Что ж, несмотря на такой, выражаясь футбольной терминологией, "звездный состав",
"команды-звезды" из Susperia пока не получилось, и до полного господства на экстремальной сцене Susperia еще ох как далеко. Альбом "Predominance" выдержан в достаточно жесткой манере, являя собой, можно сказать, помесь black-мелодий и трэш-дэтовых риффов: множество бласт-битов, скоростные гитарные партии, в которых ребята стараются показать свою техничность. Иногда, надо отметить, им это удается, но по большей части музыка несколько "плосковатая", ей не хватает оригинальности и запоминаемости. Местами работа на "Predominance" заставляет вспомнить Kovenant, местами - классиков трэш-инвазии 80-ых, причем сравнение будет явно не в пользу Susperia. После прослушивания и вспомнить-то особо нечего, за исключением нескольких по-настоящему симпатичных ходов и сбивок, не вдохновляет общий настрой и концепция. И второе, и третье прокручивание альбома заканчивается примерно тем же, в результате включать диск уже особого желания и нет... В состав Susperia входит и клавишник, но его работа совсем отодвинута на задний план, потонув в гитарной круговерти. Есть достаточно красивые вокальные партии, когда войсмен использует скриминг, а вот гроулить и особенно петь чисто у него получается совсем плохо. Что ж, продолжая футбольные аналогии, резюмируем: альбом не очень интересен, создается ощущение, что музыкантам "не хватает сыгранности", при этом полностью ставить крест на творческих перспективах группы не будем. Если Тьодалв, как хороший футбольный тренер (которому, как известно, нужно три года, чтобы создать настоящую команду), сумеет объединить остальных идеей, добавит оригинальности и внесет свежие идеи в музыку, то в будущем может выйти толк. Пока же - весьма и весьма средне.Megadeth - 2001
"The World Needs A Hero" (Sanctuary Records Group)
Новый диск Megadeth, вне всякого сомнения, задолго до своего появления на свет вызывал массу споров по поводу того, вернется ли рыжий Дэйв к "нормальной" музыке или будет продолжать заниматься фигней в стиле "Risk" (тот самый случай, когда утверждение "кто не Risk'ует, тот не пьет шампанского" абсолютно нежизнеспособно). Выход альбома предваряли факт заключения договора с Sanctuary Records и появление в составе "Мегасмерти" Эла Питрелли, лучшей характеристикой которого является факт работы с великим и ужасным Элисом Купером. После ознакомления с новым продуктов можно смело утверждать, что Мустейн одумался и сделал очень неплохую заявку на "возврат к корням", символом чего является римейк знаменитого ангара "Re
turn To Hangar". Музыкальное содержание диска возвращает слушателя во времена "Rust In Peace" и "Youthanasia" и представляет собой всё то, чем славен рыжеволосый вокалист/гитарист, а именно очень техничный, тяжелый, мрачный трэш с великолепной гитарной работой Дэйва и Эла, симпатичная баллада "Promises", на 100% мегадэтовская "Disconnect", заводная " The World Needs A Hero", "Recipe For Hate…Warhorse", воскрешающая в памяти "Killing Is My Business…" и "Peace Sells…". Впечатление немного портит невнятная "Losing My Senses", но ведь ничто не идеально в этом мире. Так что возврат состоялся и можно только пожелать Дэйву о Ко продолжать в том же духе. Эх, вот если бы ишшо и Металлика так вернулась…Ария - 2001
"Химера" (Ария & Classic Company)
Оп-па! Не ждали? :-) Да-да, не только экстремальной музыкой в рамках, определенных выбранному интересу, жив рецензент. По сложившейся традиции сейчас должны последовать объяснения, почему новый альбом группы "Ария" был охвачен вниманием на сайте, посвященном "настоящему металлу". Нелюбовь к группе "Ария" со стороны extreme-металхэдов не имеет рациональной природы, а интерпретирована может быть только с позиций "анти-". Антиэкстремально? Антипрофессионально? Вторично? Антивзросло? И, наконец, коронный довод "антиарийцев" - да как они смели претендовать на первые роли российского андеграунда, играя как "айрон мэйден"! Да уж, проблемка не масштаба простой рецензии на новый альбом, а целой кандидатской диссертации... А мне "Ария" нравится, очень даже нравится, и новый альбом будет оценен не с позиции презумпции оголтелой критики "явления как такового", а с точки зрения любителя группы "Ария", для которого тяжелая музыка началась именно с творчества этого коллектива. Не сказать, что им же она и заканчивается, это абсолютно не так, и все же:... лет 13 назад именно музыка группы "Ария" во многом определяла тенденции развития отечественной андеграундной сцены, поэтому все "стрелы ненависти" отметаются мною сходу и безапелляционно. Итак, какой же путь прошла музыка команды за долгую историю? Разумеется, не могло все остаться так же, как и было 16 лет назад - слишком многое изменилось как в истории государства российского, так и в менталитете, в том числе и музыкальном, да и технический прогресс не стоял на месте, сами понимаете. Тем не менее, музыка "Арии" все так же вдохновляет многих на приобщение к металлу, и в этом, на мой взгляд, ее главное достоинство. Несмотря на возраст как самой группы, так и ее музыкантов, они не уходят от своих корней, продолжая нарезать все тот же достаточно зубодробительный хард, разбавленный характерными для жанра балладными изысками. Я не буду тщательно разбирать каждую композицию, выделю только наиболее сильные, на мой взгляд, вещи
. Это весьма забойная вещичка "Небо тебя найдет", соло-ориентированная "Я не сошел с ума" и балладные "Штиль" и "Тебе дадут знак". И еще скажу, что альбом получился неожиданно сильным (примерно на уровне "Ночь короче дня"), а ведь в последнее время казалось, что музыканты выдохлись как творчески, так и морально. Ан нет, есть еще порох в арийских пороховницах! Итак, "Химеру" можно порекомендовать как все поклонникам группы, так и тем, кто хочет ознакомиться с творчеством одной из самых уважаемых - хотя и далеко не лучшей по профессиональному уровню - российских команд.Amon Amarth - 2001
Конкретно люблю я группу Amon Amarth, смею доложить. Уж не знаю, за что это так полюбились мне эти мрачные шведские парни, вовсю косящие под викингов с соответствующими текстами песен, атрибутикой, сопровождающей их сценические шоу, имиджем, создаваемым в интервью. Точно не за имидж, поскольку подобным вещам, по-моему, не следует придавать особого значения. Просто люблю я такую музыку - сплошным потоком льющиеся мелодии, ровный ритм, в котором мастерски работают все инструменты, создающий ощущение четкого и логически завершенного рисунка, истошные крики-рыки вокалиста, практически неизменно сопровождающие риффовый ковер композиций. Если уж продолжать аллегорический ряд, то при прослушивании в воображении рисуется образ кузнечной, в которой кипит напряженная работа по ковке крепкой металлической стали: равномерно опускающийся мощнейший молот ритм-секции, в такт которому отзывается гитарная наковальня, и все это сопровождается шумом, издаваемым мехами голоса вокалиста. Впервые ознакомившись с творчеством Amon Amarth по их предыдущей работе "The Avenger", я
, можно сказать, с нетерпением ждал следующей встречи с этим коллективом. И ожидания оправдались, поскольку альбом "The Crusher" - значительная страница в биографии группы. Фирменная стилистика и звучание группы сохранены. Это по-прежнему очень мелодичный и брутальный death metal, но не в традиционном понимании шведской его модели, а ближе к саунду "шведских смертельных металлеров" начала 90-ых, есть что-то и от блэковой "стены звука". В целом я бы назвал это "водопадом звука". Ровный, качественный и грамотный микшинг, много красивых моментов, две лучшие композиции - более жесткая "Risen From The Sea (2000)" и воинственная с некоторым оттенком балладности "As Long As Raven Flies". Однообразность релиза? Только для тех, кому подавай исключительно сбивки, переходы и резко выделяющиеся соло. Сильный альбом серьезных музыкантов.Thalarion - 2000
"Four Elements Mysterium" (Mighty Music / Irond Records)
Дум-дэтовый коллектив из Словакии, уверен, быстро войдет в число фаворитов любого истинного ценителя doom-metal. "Мистерия четырех элементов" - название альбома точно отражает его суть. Красивейшая, атмосферная, мрачно-мелодичная мистерия, сочетающая в себе элементы летнего буйства вокальных красок, зимней задумчивости басового рисунка, осенней печали гитарных соло и весенней капели бубна и китайских духовых инструментов. За что я, прежде всего, люблю дум-метал - так это за ту атмосферу депрессивности и в то же время некой просветленности, которую умеют тонко создавать лучшие представители данного жанра. Казалось бы, схема традиционна: жесткие гитары, медленный темп, перемежающийся редкими дэт-убыстрениями и очаровывающими соло, со-лидирующие мужской рык и крик вокалиста Юрая Грездо с потрясающими партиями женского вокала в исполнении Нелы Ховратовой. Разумеется, тут и коронная фишка многих современных готик-думстеров - использование нетрадиционных музыкальных инструментов. Словаки свой выбор, как я уже отмечал, остановили на бубне и духовых инструментах. Но когда это талантливо задумано, качественно исполнено и профессионально подано - такая работа может вызывать только восхищение. Действительно, мелодии вдруг подхватят как набегающая огромная волна и понесут на всех парах гитарного проигрыша и мужского гроулинга к скалистому берегу и, когда кажется, что разум непременно разобьется о скалы жесткого ритма, волна вдруг смягчится клавишным пассажем, сопровождающимся ангельским голосочком Нелы, и вот уже мозг отдыхает на берегу, нежась на покрывале, сотканном из великолепной соло-партии и звуков китайских дудочек. И хочется раз за разом вникать во все это разнообразие, постоянно открывая для себя все новые и новые черты и черточки, отыскивая ранее пропущенные ритмические фрагменты, замирая от очередного соло-выступления. А моменты, когда вокалист вдруг сходит с проторенной дорожки англоязычного вокалирования и начинает рассказывать о чем-то мистическом хоть и непонятными, но от того не менее красивыми фразами на родном языке, от которых веет славянским духом? Не изобретая ничего инновационного или необычного, Thalarion здорово освоили стандарты готического doom-death и выпустили блестящий образец атмосферного и мелодичного металла.
Ancient - 2001
"Древние" не по возрасту, но по своему названию швейцарцы в свое время угодили в сети дэт-монстра металлургической индустрии - лейбла Metal Blade. Несмотря на этот факт, музыку группа всегда исполняла "черную", будучи в числе ведущих богохульников планеты. И вот пока фаны Ancient (к которым, отдавая должное группе и считая ее вполне профессиональной, себя я никогда не относил) замерли в ожидании обещанного полноформатника, был выпущен данный мини. Что же вошло в "God Loves The Dead"? Это аудиоматериал, состоящий из пяти композиций на 28 минут, и видеоряд, включивший в себя два клипа на песни, вошедшие на диск. Аудиотреки являются некой ретроспективой творчества Ancient из серии
"ранее не издавалось". Первая титульная песня "God Loves The Dead" была создана в 1999 году, и представляет собой некую помесь из традиционного блэка с достаточно мелодичными аккордными фишками. Авторство музыки и текстов принадлежит персоне с глумливым псевдонимом Jesus Christ!, которого в новом составе Ancient я не обнаружил (видимо, отправился на небо :-)). Вторая и третья - "Troltaar", весьма неплохой блэк с женским вокалом симпатяги Deadly Christine (впрочем, об ней чуть позже), и посредственный кавер на знаменитую мэйденовскую "Powerslave" - в августе 2000 года. Наконец, две последние вещи были записаны еще в 97 году, а затем ремикшированы в 98 (что и отражено в их названии - довольно забавно звучит термин remix в применении к блэкарям). Это "The Draining" (приличный по качеству, но не шибко злой блэк, изюминкой которого можно назвать козлиное ржание вокалиста с середине песни) и "Um Sonho Psycodelico" (один приятненький, но не более, аккорд, обыгрываемый на протяжении 4 минут)... Вообще, весьма занимательным оказалось изучение вкладыша к компакту - особенно подмечать серьезные пертурбации в команде, которые видны при знакомстве с составом на записи той или иной композиции. Ну, и разумеется, очень притягивает взгляд центральный разворот и бэк-обложка, где изображена та самая Deadly Christine - весьма сексуальная деваха, доложу я вам. Присутствует она и в одном из двух видео - в песне "God Loves The Dead" махает хайром и совершает эротичные телодвижения. О том, что Deadly Christine является бэк-вокалисткой группы, догадаться невозможно, ибо всю песню Кристина-симпатяга молчит. Но зато как она растирает кровь по телу в концовке! :-)... Подводя итоги: материал скучноватый, и для многократного прослушивания не фанатам Ancient не подходит. Цель мини-альбома - ознакомление с достаточно раритетными вещами команды.Napalm Death - 2000
"Enemy Of Music Business" (Dream Catcher)
Помните это славное время в середине 80-ых гг., когда в стране вдруг все стали произносить доселе неизвестные слова "перестройка, демократия и гласность", прилавки магазинов поражали взгляд потрясающей пустотой, а отечественные металхэды вовсю эксплуатировали свои старенькие проигрыватели, заигрывая до дыр пластинки "антисоветских групп" Accept, Metallica и Iron Maiden? Нет? Ну, не расстраивайтесь, я тоже не помню. :-) И - это кажется сейчас удивительным - вряд ли кто-нибудь у нас подозревал о том, что как раз в это время человечеству наскучила мелодичность даже в таких "дьявольских" музыкальных стилях, как хард-рок и хэви-метал, и захотелось экспериментов с предельным звуковым экстремумом, который может воспринять ограниченный человеческий слух. На острие "экспериментального копья" находилась знаменитая флоридская школа дэт-метала. Но были кроме этого еще две британские группы, переплюнувшие хваленых американцев и находившиеся "впереди планеты всей" в стремлении обрушить на слушателя совершенно неперевариваемое музыкальное месиво, звуковую лавину, "суть тяжести"
(hard-core). Наверняка вы уже догадались, что речь идет о легендарных группах Carcass и Napalm Death, пионерах британского хардкора, впоследствии именованного грайнд-кором. Удивительно, но одна из двух легенд, в свое время заткнувших за пояс всю американскую смертельную машину, продолжает жить. И как продолжает! Казалось бы, трудно найти два более непохожих грайндовых релиза, чем легендарный "Scum" и "Enemy Of Music Business". Тем не менее, одна похожая черта в них есть - оба хороши до безобразия. Просто поразительный факт, но 13 лет спустя после выпуска альбома, задавшего ориентир целому поколению "звуковых экстремистов от музыки", своего рода стандарта грайнд-искусства, Napalm Death сподобились на не менее выдающееся творение. Будучи поклонником творчества "Напалмовой смерти", я, признаться, был сильно огорчен теми экспериментами и творческими неудачами, которые стали преследовать команду начиная с 96 года, когда подряд были выпущены невразумительный "Diatribes" и совершено безликий "Inside The Torn Apart". Что ж, подумалось тогда, пора и "Смерти" на заслуженную пенсию вслед за "Падалью". И вот "Enemy Of Music Business", последовавший за вернувшим надежду на возрождение легенды "The Wound Of An Exit World". Абсолютно продуманный диск, начиная от музыкального наполнения (разумеется, полностью коровый грайнд :-) ) и заканчивая названием, чрезвычайно точно отражающим суть музыки, исполняемой Napalm Death. Реальный "враг музыкального шоу-бизнеса", звуковой молотильно-дробильный аппарат, перемалывающий в своих жерновах все представления о музыке любого продюсера или воротилы музыкального бизнеса. Наверняка всех "нормальных" людей во время прослушивания этого диска будет мучить один-единственный вопрос: "Как можно продать хоть один экземпляр этого антимузыкального беспредела?" Уверяю вас, можно, еще как можно. Более того, по меркам экстремальной сцены "Enemy of Music Business", уверен, соберет очень даже неплохие цифры по объемам продаж, виной чему не только статус живой легенды, но и сама музыка - жесткая, беспощадная, и (в мире грайнд-кора это следует воспринимать как высший комплимент) абсолютно атимелодичная. В этом "сокрушающем водопаде" только ухо опытного мясника различит настоящие шедевры: "Next On The List", "Vermin", "Thanks For Nothing", "Can't Play, Won't Pay", "Necessary Evil", "Mechanics Of Deceit" (примечательно, что все композиции - четные за исключением "Can't Play, Won't Pay" с рефреном, давшим название всему альбому), и определит главное достоинство диска - ни одной слабой композиции. Совершенно точно можно сказать, что мир grind-core в момент, казалось бы, некоторой остановки развития стиля в его традиционных рамках, получил новый ориентир и объект подражания - "Enemy Of Music Business".Kataklysm - 2000
"The Prophecy (Stigmata Of The Immaculate)" (Nuclear Blast Records / Irond Records)
Знаете, как иногда бывает: существовала неплохая команда, выпускала очень привлекательный материал, имела определенную популярность, свою аудиторию и поклонников, а потом... Потом вдруг исчезала с музыкального небосклона, и не сказать, что звезда ее светила очень уж ярко и уход сопровождался какой-либо бурной реакцией - нет, просто о ней, можно сказать, позабыли, благо качественного музыкального материала всегда хватает. И вот спустя n-ное количество лет (в случае с Kataklysm'ом прошло четыре года) она также вдруг, как в свое время канула в небытие, из этого же небытия и возвращается. И шумят музыкальные издания, волнуется Сеть, на Западе
, вероятно, подключаются экстремальные радиостанции (понятно, что к России последнее не относится в связи с тотальным отсутствием таковых). Безусловно, активизируется менеджмент лейбла, причем, чем крупнее лейбл, тем мощнее проходит эта активизация - ясно, какая серьезная промоушн-компания обеспечена любой банде бластовцев. И уже волей-неволей становится интересно, что же там за comeback такой произошел. Так и в случае с обозреваемой группой, которую любой дэт-металлер со стажем помнит по прекрасному альбому 96 года "Temple Of Knowledge", интерес к "The Prophecy" был нешуточным... Еще более нешуточным был облом, доложу я вам... Что же мы получили от Kataklysm'а спустя четыре года? А получили мы очень и очень посредственный deathcore с двумя вокалами - коровым рыком и блэковым криком - да еще разбавленный новомодным американским энгри/трэш-металом. И ассоциации в моменты thrash-ускорений музыкальный ряд на "The Prophecy" вызывает с небезызвестной группой Pantera. Однако не с той хоть и скучноватой, но все же агрессивной и зло-изящной группой Pantera времен "Vulgar Display...", "Far Beyond..." и "The Great...", а с угловатой и однообразной группой Pantera времен 2000 года (прошу прощения, название альбома, как и сама музыка, в памяти не отложилось). Странно, но некоторые нашли в музыке Kataklysm европейский дэт шведской направленности (и где же он там?), другие вдруг назвали бласт-биты, широко используемые группой, стремлением играть блэк (на самом деле блэком там, кроме вокала, и не пахнет). Запоминается только первая композиция, да, пожалуй, в шестой и девятой (с самым мелодичным фрагментом на всем альбоме) можно встретить приятные моменты: названий опять-таки не помню и желания лазить за ними на вкладку не испытываю. В общем, скучно и неинтересно, господа ньюклиар-бластовцы. А на подходе, судя по заверениям лейбла, новый диск группы. Что-то он нам несет?Behemoth - 2000
"Thelema.6" (Avantgarde Music / Irond Records)
Можно ли отследить момент зарождения тренда в том или ином музыкальном направлении? Корректно ли обвинять в трендовости наиболее ярких представителей "подземного мира" экстремальной музыки? Вероятнее всего, и на первый, и на второй вопрос ответ должен быть отрицательным,
ибо, во-первых, сами коллективы, о которых впоследствии говорят, что они являются "творцами" нового тренда, вряд ли задаются именно этой целью. И, во-вторых, стоит ли вообще говорить о тренде, когда несколько лидеров сцены (в данном случае речь идет про black metal), если можно так выразиться, меняют "профспециализацию", иными словами, переходят в разряд death metal коллективов. Примеры? Dismal Euphony, Ancient Ceremony, Dimmu Borgir, Marduk, обозреваемый Behemoth. Все эти группы поменяли звучание, которое из полностью блэкового в прошлом у всех без исключения вышеперечисленных команд стало в той или иной степени дэтовым. Не хочется делать далеко идущих выводов, однако факт налицо. У мрачных поляков из Behemoth стремление играть дэт прослеживалось еще на прошлом диске "Satanica", однако на "Thelema.6" оно приобрело столь явные очертания, что от блэка практически не осталось и следа. Теперь это brutal death metal с мощнейшим басом, гневными гитарами и злобным вокалом, первоклассный продукт, полностью концептуальная антихристианская вещь, насквозь пронизанная харизмой культовой (и очень неординарной) личности, зовущей себя Nergal. Агрессия и злость выглядывают из каждой ноты "Thelema.6", не забыты и потребности слушателей в качестве исполняемого материала - во всем заметен профессионализм просто высочайшего класса. Читая лирику Нергала, поневоле соглашаешься в справедливости его антирелигиозного гнева - человек умеет убеждать. Именно она (лирика) придает полную завершенность концепции "Thelema.6", создавая во время прослушивания непередаваемую атмосферу ярости и ощущение неминуемости справедливого грядущего возмездия... "Манифест юности" Нергала заслуживает, по моему мнению, того, чтобы его процитировать: "23 года долгого путешествия среди живых мертвецов. Вздором питал я свою обнаженную душу, и где теперь я? Во дворце подземного мира, без врагов и друзей, расплачиваюсь за наследие отцов. Полу-человек, полу-зверь, D.E.M.I.G.O.D. И голод мой никогда не был утолен, и желания мои никогда не исполнялись. Но мечта моя - остаться наедине со Вселенной - вечно будоражила меня, и да не быть мне покинутым. Хоть плоть моя разорвана в клочья, а сердце, кажется, остановилось и окаменело, воля моя бунтует против законов, дух мой продолжает жить!"In Flames - 2000
"Clayman" (Nuclear Blast)
Даже и не знаю, с чего начать... Вот уже считай три месяца, как услышал этот альбом - а вот сижу и импровизирую. Вообще, нужно было послушать умных людей (в частности, с этого же сайта) и не связываться с "Clayman". Но кое-что сказать по его поводу всё же можно. Прежде всего, есть навязчивое ощущение, что IN FLAMES дошли до распутья и начали искать "новые формы". (Конечно, слава богу, это не PARADISE LOST образца "
Host" - прежнее звучание на "Claiman" сохранено.) IN FLAMES начинают осознавать, что если не принять кардинальных мер, их ждёт дальнейшее топтание на одном месте. Но зачем же отягощать наши уши плодами своих раздумий? На альбоме есть просто баснословно скучные вещи, слушая которые, я бы ни за что не сказал, что это IN FLAMES - если бы не саунд. Есть просто непонятные композиции - видно, что Gelotte в поте лица ищет новую оригинальную музыкальную фразу, которая спасла бы группу. Очевидно, что поиски идут и в других отраслях металла - мне как-будто привиделись кое-какие пауэрские реминисценции в "Pinball Map". Некоторые вещи могут весьма и весьма понравиться - та же "Pinball Map", "Bullet Ride", "Square Nothing". Но в целом альбом какой-то сырой, что ли. Мысли, не принявшие ясных очертаний. Не хочу преждевременно хоронить IN FLAMES (это моя уж не знаю какая по счёту искренняя любовь) - на мой взгляд, есть ещё надежда. Хорошо уже то, что наихудшие опасения, посетившие нас после появления "Colony"... скажем так... не оправдались в полном обьёме. Возможно, полуфабрикат под названием "Clayman" будет доведён до готовности и поиски мелодий и свежих гармонических сочетаний будут с блеском завершены. Посмотрим...Marduk - 2001
"La Grande Danse Macabre" (Regain Records)
Потрясающе! Стереотипы рушатся прямо на глазах. Все, что казалось незыблемым и вечным, меняет форму, обретает новое содержание, предстает в совершенно непредсказуемом ракурсе... Вот и шведский Marduk (кто бы мог подумать - злобный, бескопоромиснейший, напрочь true-black'овый Marduk!) сменил свою музыкальную ориентацию. Начатые еще в 98 году на "Nightwing" эксперименты с дэтовым звучанием, казавшиеся после вышедшего спустя год "P
anzer Division Marduk" лишь недоразумением, на самом деле были предвестником серьезной перемены музыкальной концепции группы. Ибо на "La Grande Danse Macabre" нас ожидает очень разноплановый материал, поразительно разнообразный для такой упертой (в прошлом) группы, как Marduk. Самое удивительное, что альбом цепляет, чертовски цепляет. Оказывается, нагромождение барабанных бласт-битов и тремольные "перепасовки" гитаристов - далеко не все, на что способны богоненавистники из Швеции. Заглавная тема альбома с одноименным названием вообще представляет собой едва ли не лучшее, что было создано мардуками за их десятилетнюю историю - всего-то три перехода и смены темпа, но зато как слушаются обыгрываемые риффы! Жесткое звучание, разнообразие мелодий, стилистические изыски - от прямолинейного блэка до навороченного дэт-металла с отголосками шведской (!) его модели! Почему-то всю жизнь я считал, что две шведские группы - Marduk и Dark Funeral - по определению не будут использовать элементы melodic death в своей музыке. Первые меня уже опровергли (пока хэви-дэта у них еще немного, но кто знает, что будет дальше). Говорят, на подходе новый альбом "Темных похорон"... Разумеется, полностью отойти от своей восьмилетней тру-блэковой истории Marduk не мог, поэтому две композиции на "La Grande.." являют собой олицетворение старого Мардука - "Jesus Christ - Sodomised" и "Azrael", слышны элементы старой формы звучания и на "Obedience Into Death". А между ними знаете что? Инструментальный медляк от Marduk под названием "Pompa Funebris 1600"!! Единственное, что осталось неизменным - это вокал. Несмотря на общее замедление темпа на альбоме, "La Grande Danse Macabre" ничуть не уступает ранним работам группы по тяжести звучания, но выигрывает в качестве микширования.Graveworm - 2001
"Scourge Of Malice" (Last Episode)
Блестящие немцы вновь на авансцене со своим третьим лонгплеем "Плеть злобы". Впервые услышав эту группу еще два года назад, когда был выпущен великолепный альбом "As The Angel Reach The Beauty", я, помнится, был поражен несоответствием названия исполняемой музыке, поскольку сочетание "Могильный червь" подходит, скорее, какому-нибудь злобному тру-блэковому акту или патологической "мясной" банде
. Несмотря на такое недоразумение, Graveworm - очень красивая готическая капелла, чья музыка заслуживает самых высоких оценок и лестных эпитетов. И сейчас я попытаюсь воздать должное "Scourge Of Malice", который ни в чем не уступает (а в некоторых аспектах даже и превосходит) предыдущие работы немцев... Кто сказал, что осень - это время, когда увядают листья на деревьях, природа теряет буйство летних красок, а небо ежедневно окрашивается в светло-серые одеяния туч, несущих бесконечный дождь? Кто сказал, что осень - это период, длящийся с 1 сентября по 30 ноября? Осень - это состояние души, когда все замолкает внутри, и ты можешь слышать бьющийся "механизм по перекачке крови", называемый сердцем, а мысли устремляются в бездонные глубины сознания навстречу Светлой Тьме. Осень может наступить и в середине апреля, если из колонок доносятся звуки нового альбома Graveworm, ибо осень - это в том числе и ощущения, навеянные музыкой "Scourge Of Malice". Осень - это плачущая скрипка и грустный альт вкупе с жесткими гитарными риффами, которые то создают гармоничный звуковой ряд, то уступают лидерство друг другу, то вдруг вступают в единоборство, отчего то рождается печальная готическая меланхолия, то обрисовывается картина со строгими блэк-думовыми чертами. Осень - это экспрессия вокального интонирования, выраженная в форме сочетания блэк-скриминга и дум-гроулинга, которые дополняют вокально-мелодический портрет грусти и отчаяния, мастерски нарисованный Graveworm... Итак, готический блэк-дум, талантливый и профессиональный, с потрясающим кавером айронмэйденовской песни "Fear Of The Dark" - вот что такое "Scourge Of Malice" от Graveworm.Diabolical Masquerade - 2001
"Death's Design" (Avantgarde Music)
Трехлетнее молчание одной из наиболее уважаемых мною групп, наконец, закончилось, и в свет вышел четвертый альбом Diabolical Masquerade со смертеутверждающим :-) названием "Проект смерти". Худшие ожидания (возникшие после последних выкрутасов Кататонии) не оправдались, но и шедевра не получилось. Напомню, что в 1995 году эта команда стартовала как сайд-проект лидера группы Katatonia Блэкхайма при участии вездесущего Дэна Свано, однако стартовала настолько успешно, что со временем превратилась в самостоятельную единицу, ни в чем не уступающую великой Кататонии. При всей концептуальной тождественности со своим "родителем" (вернее сказать, с ранним творчеством "родителя"), "дитя" с далеко не детским названием все же имеет свое, ни на кого не похожее лицо. Звучание Diabolical Masquerade можно назвать блэковым с дэтовой основой и гораздо меньшей дум-направленностью, чем у ранней Кататонии. Когда речь идет про концептуальную тождественность, прежде всего, подразумевается, что музыка обоих коллективов создает похожее настроение - настроение меланхолии, какой-то глубоко депрессивной красоты, ассоциируясь с печалью похоронной церемонии и в то же время с яростью и величественностью смертельной схватки титанов. Совершенно точно музыка Diabolical Mas
querade равнодушным не оставит никого: ее можно либо обожать, либо не понимать и ненавидеть... Такими были предыдущие альбомы "Дьявольского маскарада". Что же ждет вас на новом диске? Очень неоднозначное и противоречивое творение этот "Death's Design". С одной стороны, сохранено "фирменное" настроение и звучание, вокальные тональности и гитарная ориентированность, чувствуется колоритность аранжировок, достигнут баланс мелодизма и тяжести, при этом появились и новые элементы, такие как большее использование чистого, а также вкрапления электронного вокала. С другой стороны, стало гораздо больше клавиш, встречаются целые фрагменты с клавишными вставками, да и в отдельных случаях создается ощущение некой индустриализованности звучания благодаря применению необычных звуков и компьютерным изыскам. Трудно назвать это облегчением, хотя... И - самое главное - так и осталось недоступным для моего понимания разделение альбома на 61 безымянную (вернее, названия-то есть, но их так много, что они, по-видимому, не уместились на бэк-кавер) часть при общем времени звучания 43:24. Уж не знаю, какими соображениями - желанием выделиться и сделать что-то необычное или концепцией альбома - вызван этот шаг, но он затрудняет восприятие. Когда тема (aka композиция) состоит из нескольких фрагментов провосприятие. Когда тема (aka композиция) состоит из нескольких фрагментов продолжительностью от нескольких секунд до нескольких минут и при этом еще не всегда четко обозначен переход от одной темы к другой, нелегко слушать и выделять для себя какие-то отличительные особенности, композиционные и ритмические находки музыкантов. Посему лучше слушать альбом целиком, без определения приоритетов, тогда все воспринимается целостно. Если же вдруг выключить диск где-нибудь на середине, остается ощущение незавершенности, неполной удовлетворенности, как при неудачном петтинге. :-). Такое чувство, что Дэн Свано устал окончательно от металла и с прохладцей отнесся к последней своей работе перед широко анонсированным "уходом в долгосрочный отпуск", а Блэкхайму не хватило сил придать альбому статус шедевра.Malevolent Creation - 2000
"Envenomed" (Pavement Music)
Нет, положительно, death metal в 2000 году натуральным образом "воскрес", дав хо-о-о-о-рошего "пинка под зад" злословам и пессимистам, объявившим о безвременной кончине стиля якобы в связи с "потерей актуальности". Вот и одни из апологетов классического флоридского deathcore Malevolent Creation порадовали отличным альбомом. Знаковые фигуры американского дэта Фил Фашиана (гитара) и Бретт Хоффман (вокал) расстарались вовсю на "Envenomed". Под стать им и другие члены легендарной банды - Роб Барретт (гитара), Гордон Симмс (бас) и Дэйв Калросс (ударные). Все они - профессионалы высокого класса, к тому же талантливые музыканты, вот уже полтора десятилетия сохраняющие верность однажды избранному стилю - неповторимому death metal... "Для нас не существует музыки, кроме death metal" - не устает повторять Фил Фашиана. Что ж, да будет так! Честные слова достойного человека. Главное, что в дэт-металле найдется немного равных Malevolent Creation по уровню, мастерству и таланту... Блестящий релиз! Куски классического американского дэта, перемежаемые элементами дэткора, вдруг взрывающиеся фрагментами настоящего грайндкора, уступающим "пальму первенства" мелодичным проигрышам, характерным, скорее, для европейской модели дэта - вот основные составляющие музыкального ряда на "Envenomed". Кроме того, скорость, мощь, убийственный напор, высочайший уровень исполнения - все фирменные атрибуты Malevolent Creati
on присутствуют на этом диске. Долго я не мог решить для себя, какой же альбом лучший в творчестве легендарных южан: "Envenomed", "Eternal" или "The Fine Art Of Murder". Лишь чрезвычайно эффективный метод "непосредственного сравнения", когда три альбома загружаются в магазин CD-чейнджера, после чего центр программируется на непрерывное поочередное их прокручивание, дал результат. На третьем круге "сдался" "Eternal", и лишь на пятом мною было принято окончательное решение... Итак, авторитетное мнение Met'а :-) - "Envenomed" - лучший! Более того, можно сказать, что мы имеем дело с одним из лучших death metal releases 2000 года вообще. И это при том, что начало первого прослушивания "Envenomed" несколько насторожило, поскольку заглавная композиция "Homicidal Rant" оказалась достаточно слабой. Но уже следующие боевики "Night Of The Long Knives" и "Kill Zone" продемонстрировали, что рано бежать за успокоительным, дабы "охладить" начавшие пошаливать нервишки в связи с возникшим во время исполнения первой песни серьезным опасением в том, что Malevolent Creation "сдулись". Ну, а далее! А далее описывать все это великолепие можно с трудом - настолько ровно, мощно и профессионально сыграно, что остается лишь разводить руками. Дабы затем свести их. И снова развести, снова свести. И так много раз... Вы, наверное, уже догадались, что я призываю вас к аплодисментам в адрес Malevolent Creation. Ну, а нервишки успокаивать, пожалуй, придется соседям, если я добавлю еще немного громкости во время прокручивания "Envenomed".